Игра «Семейный бюджет»

Игра «Семейный бюджет»
Цель игры состоит в изучении статей расходов и доходов семейного бюджета, моделировании детьми и оценке различных стратегий его распределения и пополнения в различных жизненных ситуациях.
В ходе игры формируется восприятие семьи как самостоятельной экономической единицы, нацеленной на реализацию таких задач как укрепление здоровья её членов, повышение благосостояния, образовательного и культурного уровня. Иллюстрируется эффект необходимости выбора и альтернативных издержек на примере семейного бюджета.
Дидактический материал.
Кубик с разноцветными гранями, карта с описанием исходных данных о доходах бюджета, карта с описанием расходов бюджета, карточки с названиями статей расходов бюджета, карточки с названиями возможных источников пополнения бюджета, таймер или песочные часы.
Описание игры.
Ученики разбиваются на команды – «семьи» по 4 – 5 человек. Каждая семья присваивает себе фамилию, выбирает главу семьи, который рассказывает о совместно принятых решениях. Все «семьи» получают одинаковые исходные карты источников бюджета и традиционных расходов, в течение 10 минут знакомятся с ними. Ведущий или кто-либо из детей играет роль Фортуны, бросая разноцветный кубик, каждая грань которого означает благоприятный или неблагоприятный для семейного бюджета поворот судьбы. Для каждой «семьи» ставится стол с одинаковыми наборами карт двух цветов, на которых написаны возможные варианты расходов и дополнительных источников семейного бюджета. Команды-«семьи» выбирают каждая свою карту-решение, которая выкладывается на отдельном для каждой команды столе или на доске. На обдумывание решения даётся 3 минуты. После 10 бросков кубика – «поворотов судьбы» — вырисовывается определённая стратегия каждой «семьи» — склонность к потреблению либо сохранению традиционной структуры расходов, сбережению или инвестированию. В качестве критерия можно брать изменение одинаковой для всех семей исходной суммы семейных сбережений – 10 тыс. руб. если в какой-либо команде отчётливо проявилась склонность к потреблению, сбережению или инвестированию, ей присваивается шуточная оценка «транжиры», « скопидома», «бизнесмена». Они получают соответственно 10, 20, 30 очков по итогам игры, которые распределяются поровну внутри «семьи» — команды.
Обсуждение итогов игры. По принятым решениям проводится обсуждение итогов игры. Преподаватель должен, прежде всего, проанализировать обстоятельства, в которых действовали участники (рост цен, падение доходов либо, наоборот, рост доходов и снижение цен и т. д.). Исходя из этого оценивается рациональность поведения семей.
Образцы дидактического материала.
1. Три карты «Доходы» форматом с лист писчей бумаги с надписями:
Зарплата отца — 15,0 тыс. руб.
Заработок матери — 3,5 тыс. руб.
Доходы старшего сына студента — 1,5 тыс. руб.
Дочь-школьница – на иждивении родителей

в месяц
_______________________________________
Семейные сбережения — 10 тыс. рублей
Семья живёт в отдельной квартире и имеет необходимые предметы домашнего обихода.
2. Три карты «Традиционная схема распределения бюждета» с надписями:
Питание на 1 человека — 2,5 тыс. руб.
Расходы на одежду, обувь, бытовые мелочи — 2,7 тыс. руб.
на семью
расходы на обучение — 1,0 тыс. руб.
расходы на культуру, отдых, развлечения — 0.5 тыс. руб.
расходы на спорт — 0,5 тыс. руб.
пополнение сбережений

в месяц
III. 20 карточек расходов размером 10 х 20 см. с подписями:
Видеомагнитофон — 5 тыс. руб.
Горные лыжи — 2 тыс. руб.
Велосипед подростковый — 10 тыс. руб.
Кроссовки подростковые — 1 тыс. руб.
Мясные консервы — 10 банок = 1,4 тыс. руб
Холодильник — 7 тыс. руб.
Книги — 1 тыс. руб.
Куртка мужская — 15 тыс. руб.
Электронная игра детская — 1,2 тыс. руб.
Компьютер бытовой — 20 тыс. руб.
Чайный сервиз — 6 тыс. руб.
Женское платье — 3,7 тыс. руб.
Шапка меховая женская — 12 тыс. руб.
Уроки английского языка для дочери — 2 тыс. руб.
Курсы повышения квалификации для отца — 1 тыс. руб.
расходы для приобретения второй специальности
для отца — 2 тыс. руб.
акции «Менатепа» (за 1 шт.) — 1 тыс. руб.
бухгалтерские курсы для старшего сына — 5,5 тыс. руб.
микроволновая печь — 4 тыс. руб.
пополнение сбережений самостоятельно
увеличение расходов на питание до: — 3,5 тыс. руб. / чел.
5 тыс. руб.
IV. 15 карточек экономии и доходов с надписями:
— уменьшение расходов на питание до 2 тыс. руб. на чел.
— уменьшение расходов на питание до 1,7 тыс. руб. на чел.
— уменьшение расходов на одежду и обувь до 1,4 тыс. руб. на семью
— отказ от обучения
— отказ от расходов на спорт
— отказ от расходов на культуру, отдых и развлечения
— отказ от пополнения сбережений
— сокращение сбережений (самостоятельно)
— дополнительные расходы отца (сверхурочно) — 5 тыс. руб.
— дополнительные доходы матери — 2,5 тыс. руб.
— дополнительные доходы старшего сына
в учебное время — 5 тыс. руб.
— дополнительные доходы старшего сына
в вечернее время — 3 тыс. руб.
заработок дочери от продаж газет — 1,2 тыс. руб.
заём у соседей (без процентов) — 1 тыс. руб.
— заём в сбербанке (с процентамитыс. руб.
_____________________
в расчёте на месяц
V. Значение граней на кубике (пишется на доске или оформляется в виде таблицы):
1-– повышение зарплаты отцу на 5 тыс. руб.;
2- – мама находит новую работу: зарплата увеличивается на 12 тыс. руб.;
3-– снижение цен на услуги, связанные с образованием, культурой, отдыхом, спортом в 2 раза;
4- – повышение цен на продукты питания в 2 раза;
5- – повышение цен на одежду и обувь в 2 раза;
6- й – мама теряет работу.
Игра « Составление банковского баланса.»
Введение в игру. Учитель обращает внимание учащихся на особенности активных и пассивных операций. Анализируются их основные отличия друг от друга. Подчёркивается, что активы банка представляют собой долговые обязательства клиентов перед банком (отражают операции по размещению средств), а пассивы – денежные обязательства банка перед своими клиентами (отражают операции по привлечению средств). Отмечается важность правильного ведения банковских операций, в основе которых лежит стремление банка превысить свои активы над пассивами. Подчёркивается, что превышение активов над пассивами, или положительное сальдо банковского баланса, является условием стабильности банка и его надёжности.
Цель игры: Закрепление знаний о сущности и особенностях банковских операций. Отработка навыков составления простейшего баланса банковских операций.
Дидактический материал
. Карты-макеты банковского баланса (образец 1);
— карты с названиями статей баланса и их стоимостными значениями (образец 2);
— карты с заданиями, которые необходимо выполнять каждой команде (образец 3).
Описание игры.
Игроки распределяются на 3 или 4 команды по 3 или 4 человека в каждой (в зависимости от количества участников).
Учитель-ведущий раздаёт каждой команде по три карты: с макетом банковского баланса (образец 1), с названиями статей баланса и их стоимостными значениями (образец 2), с заданиями, которые необходимо выполнить каждой команде (образец 3).
Алгоритм решения задачи для всех команд одинаков, однако различные исходные данные (стоимостные) предопределяют и различные результаты для каждой команды.
Игра состоит из двух этапов.
На первом этапе команды должны распределить статьи банковского баланса на «активы» и «пассивы» и вписать их соответственно в левую или правую части. Затем каждая команда подсчитывает совокупный объём получившихся активов, а также пассивов, записывая получившийся результат в карту баланса.
На втором этапе команды приступают к выполнению заданий, которые они получили. Например, задание № 1: клиент принёс наличными в ваш банк 3 тыс. руб. Отразите это в балансе. Команда должна приплюсовать эту сумму в разделе активов к статье «Касса», а в разделе пассивов – к статье «Депозиты до востребования». Аналогично выполняются и другие задания. В конце игры команды определяют сальдо своих балансов и сдают результаты учителю.
Стоимостные значения всех статей всех балансов таковы, что у каждой команды активы превышают пассивы, то есть все банки платёжеспособны. В связи с этим итоговое положительное сальдо будет только у тех команд, которые правильно распределили статьи по активам и пассивам и верно отразили движение денежных средств.
Критерии оценки.
Выигрывает та команда, которая выполнила все задания без ошибок. Если таких команд несколько, то учитывается время, за которое та или команда выполнила задание. Если же ни одна команда не избежала ошибок, то призовые места не присуждаются, а выделяется коллектив, который сделал наименьшее количество ошибок.
Обсуждение итогов игры. По окончании игры все неверные решения анализируются с целью повторения и закрепления пройденного материала. особое внимание уделяется обсуждению типичных ошибок, допускаемых при составлении банковского баланса.
Образцы дидактического материала.
Образец 1. Карта банковского баланса – 4 шт., размером 30х21 см.
_________________________________________________________
АКТИВЫ ПАССИВЫ
_________________________________________________________
Статьи __задания____________________ Статьи _____Задания_____________
_______1 ____________________________________________________________
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
_____________________________________________________________________
Всего… Всего…
Сальдо:
Образец 2. статьи банковского баланса – 4 шт., размером 30х21 см.
1. касса 1.050.000
2. резервы в центральном банке 5.200.000
3. собственные счета в банках-корреспондентах 500.000
4. счета банков-корреспондентов 7.600.000
5. депозиты до востребования 18.600.000
6. срочные депозиты 30.600.000
7. государственные обязательства 10.000.000
8. депозитные сертификаты 5.500.000
9. ссуды 100.000.000
10. депозиты государственных институтов 1.200.000
11. краткосрочные депозиты денежного рынка 69.100.000
12. оборудование, недвижимость и прочие активы 4.700.000
13. ипотечная задолженность банка и прочие обязательства 2.300.000.
Образец 3. Карта с заданиями – 4 шт., размером 30х21 см. или 15х10 см.
1. Клиент принёс наличными в ваш банк 2,5 тыс. руб. Отразите это в балансе.
2. Банк нуждается в дополнительных наличных деньгах в размере 3 млн. 100 тыс. руб. Проведите необходимую операцию и отразите её итоги в балансе.
3. В положенный договором срок клиент снимает со своего счёта в вашем банке 6,8 тыс. руб. Отразите это в банковском балансе.
4. Другой коммерческий банк получает чек на 2,0 тыс. руб., выписанный клиентом вашего банка. Как изменится ваш банковский баланс?
5. Ваш клиент расплачивается с вами чеком на 4,1 тыс. руб., выписанном
в другом банке. Отразите это в балансе.
5. Рассчитайте итоговое сальдо вашего баланса. уб. нт принёс наличными в ваш банк 2,5 тыс. зательства 2.300.
баланса. лектив, который сделал наименьшее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *