Доклад»Проектная деятельность как часть учебно – воспитательного процесса в начальной школе»

Проектная деятельность как часть учебно – воспитательного процесса в

начальной школе

Постоянный поиск новых средств в учебно–воспитательном процессе приводит педагогов к пониманию того, что приоритетными становятся деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Проектная деятельность в урочной и внеурочной организации позволяет системно подходить к разным сторонам образовательного процесса. У учащихся появляются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. В процессе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и между собой.

     Для достижения результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать задачи, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать предполагаемые выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В начальной школе проектная деятельность закладывает умение анализировать и синтезировать материал, самостоятельно добывать необходимую информацию, делать выводы, оформлять полученные результаты в виде портфолио или других различных форм, соответствующих требованию учителя. Большое воспитательное значение имеют проекты экологической направленности. Они учат детей беречь родную природу, заботиться о братьях наших меньших. Изготовление кормушек и скворечников, работа экологических групп, совместные выступления позволяют ребенку не только обогатить свой багаж знаний, но и понять все значение природоохранных мероприятий.

   Проектная деятельность, направленная на изучение мира профессий, несет в себе также глубокую воспитательную направленность. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Учащиеся проявляют интерес к работе родителей, родственников, учатся понимать сложный мир профессий.

   Каждый проект может сопровождаться презентацией. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. В ней заложен большой учебно-воспитательный смысл: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты. Очень важно, чтобы дети рассказали о процессе работы над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации.

   В начальной школе приветствуется презентация в форме выставок, игры – путешествия, спектакля, экскурсии и т.д. Учащиеся демонстрируют свои поделки, рисунки.

   Конечно, возраст накладывает определенные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что более старшие школьники сделают с легкостью, у начальных классов вызовет определенные затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов и подходов.

   Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Учитель, родители, старшие наставники курируют все стадии проектной работы, выступают в роли мудрых советчиков.

   В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. В начальных классах учащиеся только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с потоком информации, выделять главное и делать обобщения. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

   Примером учебно – воспитательной работы может служить проект «Наша школьная библиотека». Учитель ставит перед детьми задачу, рассказать о школьной библиотеке. При подготовке данного проекта учащиеся посещают библиотеку, где воочию знакомятся с профессией библиотекаря, приобщаются к миру книг. Они учатся понимать, как важен труд работников этой отрасли, рассматривают библиотечные формуляры, изучают систему расстановки книг, особенности их поиска. Интегрирование учебно – библиотечной деятельности позволяет детям почувствовать себя и в качестве читателя, и в качестве библиотекаря. Разработка такого проекта несет в себе огромный воспитательный потенциал. Учащиеся начинают бережно относиться к книгам, уважать труд сотрудников библиотеки, знакомятся с новой для них профессией.

   При защите данного проекта можно использовать игру, рассказ об увиденном, выставку книг и т.д. Можно организовать сбор книг для школьной библиотеки, организовать свою библиотеку в классе, где учащиеся смогут себя проявить в данной профессии.

«Сад на подоконнике» — еще один проект, который поможет совмещать образовательно – воспитательные задачи. Дети учатся выращивать растения, знакомятся с особенностями этого процесса, ищут необходимую информацию, ведут дневники, где записывают свои наблюдения. Здесь приветствуется соревнование, обмен опытом, как удачным, так и неудачным. Учитель оценивает приложенные усилия, качество результатов, творческий подход, уместность использования источников информации, потенциал продолжения проекта.

   Таким образом, на основе изложенных выше примеров выполнения проектов на уроках, можно сделать выводы, что все они строятся на основе таких принципов: вариативность (индивидуальная или групповая форма работы), проблемность, самостоятельность, учет личностного фактора, адаптация заданий соответственно возрасту ребенка, объективности оценок.

   Секрет успешности применения проектной методики состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети учатся аргументировать свою точку зрения, формулировать собственные выводы. У учащихся воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность. Метод проектов выступает в современных условиях не только эффективным средством реализации ФГОС второго поколения, но и средством повышения качества обучения, формирования системных знаний. Метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *