Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.
Обучение окружающему миру в 3 классе направлено на достижение целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10),
-приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);
-приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
-приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
— примерная программа начального общего образования по окружающему миру;
— Программа по окружающему миру для 1 — 4 классов. Автор программы Плешаков А.А. Издательство «Просвещение», 2011 г.
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год;
-Устав ОКУ УПДС;
-основная образовательная программа начального общего образования ОКУ УПДС;
-учебный план ОКУ УПДС на 2015 -2016 учебный год;
— годовой календарный учебный график ОКУ УПДС на 2015-2016 учебный год;
-Положение № 30 о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 10.01.2013 г.
Сведения об используемом УМК
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России» автора Плешакова А.А.
- Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);
— Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013 г.
- CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. 3 класс.
- Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
— устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа—общество»;
— осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
— подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
— подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научно го текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
- 3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Авторская программа по окружающему миру Плешакова А.А. рассчитана на 68 ч (2 ч в неделю). Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОКУ УПДС , годовым календарным учебным графиком рассчитана на 2 ч в неделю (35 недель по 2 ч, итого 70 ч). Дополнительные часы ориентированы на обобщение знаний по изученным темам и проведение проверочных работ.
Внесены изменения по расширению суммарного количества часов, отводимых на изучение следующих тем:
Как устроен мир6 + 1 ч.
Эта удивительная природа 18 + 1 ч.
Проверочные работы – 6
Проектные работы – 6.
- Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир»
Изучение «Окружающего мира» направлено на формирование целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Содержание предмета помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
В ходе изучения окружающего мира школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому изучение «Окружающего мира» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Окружающий мир»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
— определять место человека в мире;
— распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
— называть основные свойства воздуха и воды;
— объяснять круговорот воды в природе;
— определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
— устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
— устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
— характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
— правилам гигиены; основам здорового образа жизни; — правилам безопасного поведения в быту и на улице,
— распознавать основные дорожные знаки;
— правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности; — называть потребности людей, товары и услуги;
— определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
— распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
— различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
— проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
— объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
— выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
— выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
— владеть элементарными приемами чтения карты;
— приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
6. Содержание рабочей программы по окружающему миру для 3 класса
(68 + 2 ч.)
Как устроен мир (6+1 ч.)
Анализ ценности природы для людей. Выявление особенностей современного общества. Знакомство с понятием «экология». Изучение основных факторов воздействия деятельности человека на природу
Эта удивительная природа (18+1 ч.)
Знакомство с понятиями тела, вещества, частицы, разнообразием веществ. Изучение превращений и круговорота воды в природе. Знакомство с разнообразием, размножением и развитием растений. Знакомство с разнообразием, размножением и развитием животных. Знакомство с особенностями царства грибов.
Мы и наше здоровье (10 ч.)
Знакомство со строением организма человека. Изучение строения, свойств и функций пищеварительной, опорной, дыхательной систем.
Наша безопасность (7 ч.)
Изучение правил безопасности при пользовании газом. Изучение дорожных знаков. Анализ экологической безопасности.
Чему учит экономика (12 ч.)
Рассмотрение функций экономики. Изучение основных особенностей растениеводства, животноводства, отраслей промышленность. Знакомство с понятиями государственный бюджет, семейный бюджет.
Путешествие по городам и странам (15 ч.)
Путешествие по Золотому кольцу России. Путешествие по странам Европы, знаменитым местам мира.
Проверочные работы – 6
Проектные работы – 6.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание предмета | Характеристика деятельности обучающихся |
Как устроен мир Анализ ценности природы для людей. Выявление особенностей современного общества. Знакомство с понятием «экология». Изучение основных факторов воздействия деятельности человека на природу | Познавательные УУД: знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей.Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Коммуникативные УУД: работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.Личностные УУД: определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира.Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки. Регулятивные УУД: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
Эта удивительная природа Знакомство с понятиями тела, вещества, частицы, разнообразием веществ. Изучение превращений и круговорота воды в природе. Знакомство с разнообразием, размножением и развитием растений, животных. Знакомство с особенностями царства грибов. | Познавательные УУД: Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».Классифицировать животных. Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку — малышку «Береги животных».Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.Моделировать круговорот веществ в природе.Регулятивные УУД: анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха.Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды.Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений.Личностные УУД: Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», высказывать свое мнение.Коммуникативные УУД: работать в паре: рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. |
Мы и наше здоровье Знакомство со строением организма человека. Изучение строения, свойств и функций пищеварительной, опорной, дыхательной систем. | Познавательные УУД: актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Подготовить рассказ об уходе за кожей. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту приразной нагрузке. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Характеризовать и формулировать факторы закаливания.Регулятивные УУД: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Выполнять задания; проверять свои знания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.Коммуникативные: работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, обсуждать правила рационального питания, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Понимать ценность любой жизни. |
Наша безопасность Изучение правил безопасности при пользовании газом. Изучение дорожных знаков. Анализ экологической безопасности. | Познавательные УУД: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.Регулятивные УУД: Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.Личностные УУД: Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Коммуникативные УУД: интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. |
Чему учит экономика Рассмотрение функций экономики. Изучение основных особенностей растениеводства, животноводства, отраслей промышленность. Знакомство с понятиями государственный бюджет, семейный бюджет. | Познавательные УУД: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными. Моделировать семейный бюджет. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.Коммуникативные УУД: Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства, работников животноводства. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края».Регулятивные УУД: Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.Личностные УУД: соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценность любой жизни, любить свой родной край, понимать роль человека в обществе, гуманное отношение к людям. |
Путешествие по городам и странам Путешествие по Золотому кольцу России. Путешествие по странам Европы, знаменитым местам мира. | Познавательные УУД: прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовитьсообщения.Регулятивные УУД: составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.Личностные УУД: объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств.Коммуникативные УУД: работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.Выполнять задания; проверять свои знания. |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 класы. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);
- Окружающий мир. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
- От земли до неба. Атлас-определитель. Для начальной школы.
Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013 г. - Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013 г.
Литература для обучающихся:
Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);
Технические средства обучения и оборудование
- Компьютерная техника,
- видеопроектор,
- интерактивная доска,
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,
- стол учительский с тумбой;
- ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
Мультимедийные приложения:
ЭОР Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение УМК «Школа России»
ЭОР «Уроки Окружающего мира КиМ» (3 класс. Начальная школа).
ЭОР Окружающий мир. Вентана-Граф.