ОКУ УПДС
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
4 класс
«Семья»
Подготовила: Исаева Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
Усмань, 2014
План – конспект урока
1. Тема урока: Семья
2. Дата проведения: 2013-2014 учебный год
3. Класс: 4
4. Тип урока: комбинированный урок
5. Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
6. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
— формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
— развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2) метапредметных результатов обучения:
— развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
— формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
— формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
— формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
— раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
— обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
— воспитывать уважение к членам своей семьи.
7. Используемые учебники и учебные пособия:
— Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
— Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».
9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».
10. План изучения материала:
1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. ВызовII. Осмысление учебной задачиIII. Открытие нового знанияIV. Рефлексия | — Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то «солнышко», которое больше нравится.- Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.- У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это?- Сегодня мы поговорим о семье? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)— Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?- Мы также ответим на вопросы:1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?- Как вы понимаете слово «семья»?- Давайте узнаем о происхождении этого слова.- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.Физминутка:Наша дружная семья:Мама, папа, брат и я.Спортом люби заниматься,И, конечно, закаляться.Мы – счастливая семья,Мама, папа, брат и я.- Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)— О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».- Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.- Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?- Каждая группа получает задание.- Проверяем.- Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?- Как называются люди, объединённые одной семьёй?- Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?- А кем вы приходитесь свои родителям, как вас называют?- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь?- А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся?- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?- Прочитайте библейскую историю и ответьте на вопрос: Как дети должны относиться к свои родителям?- Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?- Что же такое семья?- Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.- Каким может быть герб?- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?- Что может быть изображено на гербе?- Дома вы нарисуете ваш семейный герб.- А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.- (Звучит музыка «Родительский дом». На доске записаны незаконченные предложения:1. Мама и папа для меня самые …2. Я доверяю свои тайны …3. Я люблю бабушку за то …4. Свою семью я считаю …5. Родным я хочу пожелать … )- Молодцы, ребята. А теперь послушайте, что вам желают ваши родные.(Демонстрация видеоролика «Пожелание родителей»)— Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.- Составьте синквейн со словом «семья».- Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. | Выходят к доске и выбирают «солнышко».- Семья.- Что такое «семья»?- Для чего люди создают семью?- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?- Как традиционные религии относятся к семье?Выстраивают ассоциативный ряд.Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении».2-3 ученика рассказывают о своих семьях.Называют признаки дружной семьи.Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»- Как должны жить люди в браке?(Групповая работа)Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?Ответы учащихся 1-4 групп.Родственники, родные.- Родителей: маму и папу.- Дети, ребёнок, сын, дочь.- Бабушки и дедушки.- Дядями и тётями.- У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.- На что и клад – коли в семье лад. Дом вести – не бородой трясти. Когда семья вместе – так и душа на месте. В семье – и каша гуще. Один в поле – не воин. Семья в куче – не страшна и туча. Сироту пристроить, что храм построить.- Ответы детей.- Ученик читает стихотворение:Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волнение и трепет.Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!Всегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про нас говорили друзья:Какая хорошая Ваша семья!- Возможные ответы учащихся.- Продолжают предложения.СемьяДружная, большая.Радуется, живёт, богатеет.Вся семья вместе – так и душа на месте.Это семь «я». | Регулятивные УУД (оценка)Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)Личностные УУДЛичностные УУД (действие смыслообразования, «какое значение имеет для меня учение»)Регулятивны |