- 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, по музыке с учетом авторской программы по музыке — «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011).
Обучение музыкев 3 классе направлено на достижение целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10),
-приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);
-приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
-приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
– примерная программа начального общего образования по русскому языку;
– Программа по музыке. 1 — 4 классы. Авторы программы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагин, М., Просвещение, 2011.
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»
-Устав ОКУ УПДС;
-основная образовательная программа начального общего образования ОКУ УПДС;
-учебный план ОКУ УПДС на 2015-2016учебный год;
— календарный учебный график ОКУ УПДС на 2015-2016учебный год ;
Сведения об используемом УМК
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 3 класс. Учебник. — М.: Просвещение. Е.Д.Критская. Обучение в 3 классе по учебнику. — М.: Просвещение.
- 2.Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет осрбую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
- 3.Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Авторская программа по музыке Е.Д.Критской рассчитана на 34 ч. Рабочая программа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, календарным учебным графиком рассчитана на 1 ч в неделю на 35 недель (35 ч). В учебном плане ОКУ УПДС на изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю из обязательной части (итого 35 ч). 1 час отводится на итоговый урок.
- 4.Ценностные ориентиры содержания предмета «Музыка»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- ·формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- ·начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- ·приобретение знаний и умении;
- ·овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка»
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
- мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
- эмоционально-ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки
• понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- чувства сопричастности к культуре своего народа;
- понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
- положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
- ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции;
- уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;
- положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;
- мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
- эмоционально-ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
Предметные
Учащиеся научатся:
— исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
— объяснять значение понятия «классическая музыка»;
— узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
- называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
- исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
- различать виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
- называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
- использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
- понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
- устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
- выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
- определять на слух основные жанры музыки;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;
- различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
- называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
- передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
- выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
- вносить коррективы в свою работу;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческие задачи, используя известные средства;
- объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
- участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
- планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
- руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческих заданий;
- определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
- включаться в самостоятельную музыкально- творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
- применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
- 6.Содержание программы учебного предмета «Музыка»
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия — душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч.)
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (2 ч.)
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.)
Урок 29. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 33. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год.
Урок 35 Заключительный урок – концерт. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
- 7. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Содержание предмета | Кол-вочасов | Характеристика учебной деятельности обучающихся (УУД) | Дата провидения | Примечание | ||||
План. | Факт. | ||||||||
Раздел «Россия – родина моя» ( 6 часов) | |||||||||
1 1 | Мелодия — душа музыки. | 11 | Познавательные УУД.Слушатьзнакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертномисполнении (просмотр видеозаписей).Исполнятьпесни из программы для 2 класса. Коммуникативные УУД.Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителяКоммуникативные УУД.Рассказывают о содержании прослушанных музыкальных произведении. | ||||||
2 2 | Природа и музыка(романс).Звучащие картины. | 11 | Познавательные УУД: различать виды музыки: вокальная, инсрументальная; воспринимать лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.Коммуникативные УУД.Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя | ||||||
2 3 | Виват, Россия! (кант).. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя. | ||||||
3 4 | Наша слава- русская держава.. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных жанров, смысл понятий: песенность, маршевость.Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;Коммуникативные УУД.Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений. | ||||||
4 5 | Кантата «Александр Невский». | 11 | Познавательные УУД:Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыкиКоммуникативные УУД.Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений. | ||||||
5 6 | Опера «Иван Сусанин». | 11 | Познавательные УУД:Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария.Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.Личностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
Раздел «День, полный событий» (3 часа) | |||||||||
6 7 | Утро. Портрет в музыке.В каждой интонации спрятан человек. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие. названия изученных произведений и их авторов.Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.Коммуникативные УУД.Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
7 8 | . «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность ,танцевальность, маршевость, музыкальная живопись.Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусствРегулятивные УУДВыполнятьупражнения арт-терапии: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). | ||||||
9 9 | Обобщающий урок по теме «День, полный событий».Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.Личностные УУД: понимать разнообразие и богатство музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека | ||||||
Раздел «о России петь – что стремиться » (4 часа) | |||||||||
1 10 | Радуйся, Мария! Богородице Дева, радуйся! | Познавательные УУД: Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.Личностные УУД .Проявлять интерес к изучаемому предмету. | |||||||
1 11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.Личностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
1 12 | Вербное Воскресение.Вербочки. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.Регулятивные УУДВыполнятьупражнения арт-терапии: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). | ||||||
1 13 | Святые земли Русской.Княгиня Ольга.Князь Владимир. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать:смысл понятий: величание, молитва;Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки;определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.Личностные УУД .Проявлять интерес к изучаемому предмету. | ||||||
Раздел «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 часов) | |||||||||
1 14 | «Настрою гусли на старинный лад» (былины).Былина о Садко и Морском царе.. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.Личностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
1 15 | Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.Коммуникативные УУД.Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений. | ||||||
116 | Обобщающий урок 2 четверти. | 11 | Познавательные УУД: накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений за 2 четверть. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;Личностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
1 17 | Звучащие картины. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятийУметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусствРегулятивные УУДВыполнятьупражнения арт-терапии: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). | ||||||
1 18 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок по теме: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение.Регулятивные УУДВыполнятьупражнение арт-терапии «Звуковые волны». | ||||||
Раздел «В музыкальном театре» ( 5 часов) | |||||||||
1 19 | Опера «Руслан и Людмила».. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра.Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано,бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.Регулятивные УУДПредставлятьинсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора).Личностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
2 20 | Опера «Орфей и Эвридика». | 11 | Познавательные УУД:Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателейЛичностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
2 21 | Опера «Снегурочка».«Океан – море синее».. | 11 | Познавательные УУД:Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя. | ||||||
222 | Балет «Спящая красавица».. | 21 | Познавательные УУД:Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки,названия изученных произведений и их авторов.Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.Личностные УУДПредставлятьмузыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского кбалету «Спящая красавица» на тему: «Кот в сапогах и белая кошечка» | ||||||
223 | В современных ритмах (мюзиклы).. | 11 | Познавательные УУД:Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие.Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.Личностные УУД .Проявлять интерес к изучаемому предмету. | ||||||
Раздел «В концертном зале» (6 часов) | |||||||||
224 | Музыкальное состязание (концерт).. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя. | ||||||
225 | Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз.Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.Регулятивные УУДВыполнятьупражнения арт-терапии: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). | ||||||
2 26 | Урок обобщения и систематизации знаний за 3 четверть. Звучащие картины. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных жанров.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | ||||||
2 27 | Сюита «Пер Гюнт». | Познавательные УУД: Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы.Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей,- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя. | |||||||
2 28 | «Героическая»(симфония).Урок обобщения и систематизации знаний. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;Регулятивные УУДВыполнятьупражнения арт-терапии: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). | ||||||
2 29 | Мир Бетховена. Обобщающий урок по теме: «В концертном зале» | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: смысл понятий: ритм,импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность.Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя. | ||||||
Раздел «Чтоб быть музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часов) | |||||||||
330 | Чудо музыка. Острый ритм – джазазвуки. Люблю я грусть твоих просторов. | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь.Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. | ||||||
331 | Мир Прокофьева.«Люблю я грусть твоих просторов». | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: опера, симфония, песня.Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | ||||||
332 | Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов.Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.Личностные УУД .Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям. | ||||||
333 | Прославим радость на земле. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.Регулятивные УУД.Выполнять музыкально –творческие задания по инструкции учителя. | ||||||
334 | Радость к солнцу нас зовет.. | 11 | Познавательные УУД: Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | ||||||
335 | Заключительный урок- концерт по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихсяУрок – концерт | 11 | Познавательные УУД: Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов.Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | ||||||
- 7.
- 8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 3 класс. Учебник. — М.: Просвещение.
Е.Д.Критская. Обучение в 3 классе по учебнику Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка».
Компьютер.
Мультимедийный проигрыватель.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.