Доклад

Тема: Принципы и формы воспитания в организации оздоровительно — развивающей работы с детьми младшего школьного возраста»

Автор:                                                                                                                                                    Воспитатель   ОКУ УПДС                      

Матыцина Людмила Васильевна

Адрес: г. Усмань Липецкой области

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение…………………………………………………..1-3

2.Глава 1……………………………………………………..3-8

3.Глава 2……………………………………………………..8-12

4.Глава3………………………………………………………12-17

5.Глава 4 выводы…………………………………………….17-18

6. Список литературы………………………………………..19

                                                                                                                                       Цель: Содействовать становлению воспитания культуры здоровья, в том числе культуры профессионального оздоровительно-развивающего развития принципов и форм работы педагогов с ослабленными детьми и детьми младшего школьного возраста; побудить и проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка.

Введение:                                                                                                                                                               Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную этиологию. К их числу принадлежит туберкулез.                                                                                                                                    Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации привело к критическому росту взрослой и детской заболеваемости туберкулезом. Есть основания полагать, что и в будущем, если не будут предприняты радикальные меры, эта негативная ситуация не только сохраниться, но и примет необратимый характер. Уже сейчас она несет в себе реальную угрозу здоровью народов России. По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети школьного возраст                 В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо страдают хроническими заболеваниями (35%).                                                     Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.

Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования.    

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья32) ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».

Школьное образовательное учреждение-первая ступень, обеспечивающая развитие школьника в полноценную и гармоническую личность. Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.

«Когда мы имеем дело с ослабленными детьми, этот вопрос требует огромного внимания. С одной стороны, часто болеющий ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе и полном покое. С другой – только деятельностное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, желание общаться, то есть создать условия, необходимые для укрепления здоровья всего организма

Основываясь на исследованиях доктора медицинских наук Змановского Юрия Филипповича — известного психолога, педагога, педиатра, который в 70-80 годах прошлого века провел серьезные исследования в области оздоровления и воспитания детей дошкольного возраста, можно предложить проводить работу с ослабленными детьми, основываясь на следующих принципах:

             1.необходимости развития двигательной активности на основе преобладания циклических         упражнений

2.формировании у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки

3.использования системы эффективного закаливания

4.организации оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка.

ГЛАВА 1.

Развитие двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений
     Установлено, что на протяжении школьного периода ослабленные дети отстают от своих здоровых сверстников по абсолютным показателям суточных объемов основных видов движений, но и по годовым приростам среднесуточной двигательной активности. Вместе с тем полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного выздоровления ослабленных детей.
       Особое место среди циклически организованных движений принадлежит ходьбе. Как известно, ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 50% мышц тела.
           К циклическим видам движений также относится оздоровительный бег. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особенно на свежем воздухе, — не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья детей (Ю.Ф.Змановский, С.П.Громова).
     В отличие от спортивного бега, имеющего множество противопоказаний, требующего высокой физической подготовки, соответственно, доступного не всем детям, оздоровительный бег является эффективным средством, благоприятно воздействующим на все физиологические системы и психические функции.
       Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению организма после умственных нагрузок на занятиях. Занятия же на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.
       Прыжки, как и бег, — неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Прыжки выполняют толчком упругих ног, незначительно сгибая их в коленях, отталкиваясь за счет активного разгибания стоп.                                                                                                       Прыжки со скакалкой относятся к циклическим упражнениям. Они способствуют развитию выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, также способствуют повышению выносливости наряду с беговыми упражнениями.
Следующим видом циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием, является плавание (Ю.Ф.Змановский, С.П.Громова, Е.Н.Вавилова, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина и др.). Оно отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения. Как и другие циклические упражнения, плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность.
         Плавание выступает также эффективным средством профилактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости. При плавании позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмические движения, влияющие на гибкость позвоночника.
         Разумеется, использование циклических упражнений в работе с ослабленными детьми имеет свои особенности. Поскольку им противопоказаны чрезмерные нагрузки на органы дыхания, вводятся различные регламентации: бег должен быть ограничен легким бегом или оздоровительной ходьбой, сокращается количество прыжков, уменьшается физическая нагрузка при проведении упражнений по плаванию и т. д.
^ Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Е.А.Аркиным были указаны средства формирования полноценного дыхания: а) упражнения в беге, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); 4) постановка соответствующих певческих навыков. Все они должны быть представлены в рамках ОРР с ослабленными детьми.
Санаторные группы открыты с целью проведения лечебно оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижения заболеваемости детей, воспитывающихся вдетских школьных учреждениях общего назначения.

Комплектование детей в санаторные группы проводится санаторно — курортной отборочной комиссией муниципального медицинского учреждения «Детская городская поликлиника»

Воспитательно- образовательную работу с часто болеющими детьми мы строим с учетом специфики данного контингента:

1.Разработка оздоровительного режима, графиков игр в холле и утренней гимнастики.

2. Организация двигательной активности, с преобладанием циклических упражнений и каждодневными, многоразовыми занятиями дыхательной гимнастикой.

3.Формирование правильной осанки.

4.Реализация системы эффективного закаливания.

5.Обеспечение лечебным питанием, профилактическими медикаментозными мероприятиями и массажем.

6.Создание в группе и на занятиях у специалистов психологического комфорта, используя дифференцированный подход.

7.Использование педагогических здоровьесберегающих технологий.

В санаторных группах проводятся лечебно – профилактические мероприятия:

— лечебная физкультура;

— закаливающие мероприятия;

— медикаментозная терапия (общеукрепляющие препараты, иммуностимулирующие препараты, поливитамины, витаминные комплексы с микроэлементами, антигистаминные препараты) строго по назначению врача- педиатра Бабушкиной В.О.

Лечебно — оздоровительные мероприятия назначалися индивидуально каждому ребенку в соответствие с диагнозом.

       Таким образом, все эти материалы свидетельствуют о том, что режим предполагает рациональное чередование покоя и деятельности (включая активный отдых), смену одного вида деятельности другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм ребенка. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей деятельностью.                                                                 Огромное внимание в последнее время уделяется проблеме непрерывности образования. Так, например, был разработан и представлен рабочий вариант Концепции содержания непрерывного образования, который определил общие цели, основные положения и содержание дошкольного и начального школьного образования в системе непрерывного образования.

Еще в 70-е годы двадцатого века выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин писал о внутренней общности двух “формаций” эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью. Развиваясь, воспитываясь в едином культурно-образовательном пространстве.

К сожалению, идея непрерывности в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. При реализации системы непрерывного образования зачастую забывают об особенностях дошкольного возраста, самоценности дошкольного детства, превращая группу детей дошкольного возраста в класс начальной школы. В начальной школе наоборот, либо все превращают в игру, либо выстраивают четкую систему накопления ребенком определенных знаний, не помня о том, что весь процесс обучения должен быть, направлен на формирование желания и умения учиться, как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.                   Подмена общей проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования более узкой проблемой подготовки дошкольников к школе не устраивает нас.                                                                                                                            Мы согласны с утверждением В.Т. Кудрявцева о том, что на дошкольной ступени формируются не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них – развитое продуктивное воображение – ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим мышлением младшего школьника (Э.В. Ильенков В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев).

Наряду с уровнем развития воображения и других творческих способностей, достигнутых ребенком к концу дошкольного детства, к слагаемым психологической (интеллектуальной) готовности к обучению в школе также относятся:

· наличие у детей тенденций к включению в учебную ситуацию

· способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослым как с носителем эталона умелости в той или иной сфере деятельности

Они составляют предпосылку формирования будущего ученика – умеющего и желающего учиться (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).

Среди непосредственных источников готовности к переходу на начальную ступень школы можно назвать только некоторые конкретные особенности деятельности ребенка-дошкольника:

· “необыденность” — условие формирования в младшем школьном возрасте исходных форм теоретического отношения к действительности

· открытость проблемам – основа развития исследовательской активности в ходе будущего усвоения научных знаний

· универсальная пластичность (В.В. Давыдов), способствующая созданию в плане воображения целостного образа любого объекта – ключевая предпосылка теоретического мышления младшего школьника

· надситуативность (В.А. Петровский), инициативность – нескованность конечными требованиями тех конкретных задач, которые непосредственно ставит перед ребенком взрослый, тенденция к постоянному выходу за рамки данных требований, стремление к постановке новых целей и новых проблем, непрагматическая, бескорыстная мотивация, без которой невозможно будущее умение и желание учиться, возникновение специфических учебно-познавательных мотивов

· отсутствие специализированности (многофункциональность) – предпосылка усвоения целостного образа культуры, заданного через содержание школьного образования

Следующее направление работы связано с проблемой здоровья детей. Так в последних исследованиях проведенных НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН были приведены следующие цифры по шестилетним детям: 48,6% девочек и 28,6% мальчиков физически готовы к обучению в школе. Если не брать во внимание высокий уровень заболеваемости и детской смертности, а учитывать только приведенные выше цифры, даже в этих условиях проблема готовности ребенка к школе приобретает несколько другой характер.

Сложившаяся в России система оздоровления в образовательных учреждениях не обеспечивает решения соответствующих оздоровительных и других задач. Оздоровительная и профилактическая работа проводится в основном медиками, а образовательная и воспитательная работа – педагогами. Нередко эти линии работы осуществляются параллельно и содержательно никак не связаны друг с другом.

Положение о необходимости комплексного решения проблемы общеизвестно. Стремление к комплексности оправданно и понятно, тем более, в таком деле, как оздоровительная работа. Следует отметить, что в русле оздоровительной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста необходимо решать, не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Это определяется спецификой предмета данной работы — детского здоровья. Ведь здоровье — это основание жизненной целостности организма, а болезнь — источник ее распада на локальном или глобальном уровне (В.Т.Кудрявцев).

В рамках оздоровительно-воспитательной работы в школе на дошкольной и начальной школьной ступенях общее направление работы видится следующим: оздоровительно-коррекционные средства должны стать средствами медико-педагогического и психологического проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка, как ближайшей, так и более отдаленной. Этим будет преодолено и противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме.

Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве.

Одним из важных направлений экспериментальной работы является разработка и реализация единой Программы развития и оздоровления ребенка в семье и школе.

В течение долгого времени система образования существовала изолированно от семьи, забывая о том, что особенно для детей дошкольного возраста авторитет и мнение родителей являются определяющими в понимании мира, в принятии решения и т.д. (Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко).

Включение родителей в процесс воспитания, образования и оздоровления ребенка позволяют эффективнее построить единое образовательное пространство, о котором так много пишут в последнее время.

Соединить усилия педагогов, психологов, медиков и родителей – вот главная задача работы современного образовательного учреждения.

Данное направление предполагает:

· Организацию Педагогической гостиной для родителей и педагогов

· Проведение совместных праздников, конкурсов и соревнований

· Активное участие родителей в исследовательской деятельности ребенка

· Совместные экскурсии и туристические походы

· Совместные театральные постановки и т.д.

ГЛАВА 2.

Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе.

Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, половина школьников имеют функциональные отклонения. Среди выпускников уже более 80% детей нельзя назвать абсолютно здоровыми. Среди имеющейся патологии были выявлены ведущие формы. На сегодня на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее – болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания.

Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома и ряд других факторов.

Исходя из этого, остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Выход из создавшегося положения видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья. Но прежде чем говорить об организации оздоровительной работы, необходимо отметить, что главным условием ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, то есть построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.

1. Строгое соблюдение режимов школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул)

2. Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО и наглядных средств и т. п.)

3. Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление)

Таким образом, только после четкого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительную работу.

Вопросы здоровья затрагиваются в той или иной мере в таких учебных предметах как природоведение и естествознание, но этого в создавшихся условиях, конечно, недостаточно. Введенные в некоторых школах уроки здоровья, валеологии и ОБЖ тоже не решают проблему. Во-первых, один час в неделю на учебный предмет – это малоэффективное занятие. Во-вторых, эти уроки зачастую проводятся без соответствующей подготовки и не отвечают требованиям, заложенным в программах данных курсов.

Кроме того, в рамках одного учебного предмета, будь то валеология, природоведение или физкультура, решить проблему здоровья младших школьников невозможно. Необходим комплексный подход.

Оздоровительная работа будет эффективна лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей.

Мы предлагаем следующие основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе.

1. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.

Оздоровительную работу следует рассматривать, как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, то есть она должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки естествознания. На них младшие школьники получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене и т. д.

.На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма. Кроме того, целесообразно использовать на уроках математики, русского языка, чтения дидактический материал, так или иначе связанный с оздоровительной тематикой. Это помогает закрепить знания, полученные на уроках естествознания.

2. Использование различных форм оздоровительной работы.

При организации оздоровительной работы необходимо помнить о многообразии форм работы с младшими школьниками.

Во-первых, это различные формы внеклассной и внешкольной оздоровительной работы.

· Экскурсии

· Тематические вечера, олимпиады, викторины

· Праздники здоровья

· Дни здоровья

Во-вторых, это различные оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Необходимо проводить специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата. Это:

· Движение во всех видах

· Подвижные игры на воздухе

· Закаливание

· Правильный подбор мебели

· Постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий, игр

· Специальные комплексы упражнений, игры

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей, во многом зависит не только от врача, но и от педагога, который должен иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения младших школьников, и знать круг тех необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, которые необходимо применять. Кроме того, рекомендуется выполнять во время уроков специальные упражнения, снимающие зрительное утомление, для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.

Очень важно вводить в физкультминутки упражнения для мелких мышц пальцев рук. При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Для проведения такой гимнастики можно широко использовать стихи, потешки, игры.

Для того, чтобы повысить защитные свойства организма, можно предложить использовать массаж биологически активных точек. Под действием такого массажа организм сам вырабатывает “лекарства”, и закаленность детей значительно возрастет. Элементы такого массажа можно включать в урок в виде физкультминуток.

Большое внимание следует уделять формированию правильного дыхания у младших школьников. Поэтому в учебный процесс необходимо включать элементы дыхательной гимнастики.

Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться.

3. Работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи. Совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые взгляды на оздоровительную работу и позволяет в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров, к выпуску газет, к участию в походах. Можно порекомендовать учителям организовать “Уголок для родителей”, где среди прочих можно поместить и материалы по организации оздоровительной работы в семье.

Родителей необходимо постоянно информировать о тех знаниях и умениях, которые младшие школьники получают как на уроках, так и во время внеклассных мероприятиях. Так, например, родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребенку освоить их.

Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома принесет желаемый результат – даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить свое здоровье.

ГЛАВА3.

Влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Основным содержанием жизни в школьном возрасте является учебная деятельность, то есть большая умственная нагрузка. Л.С.Выготский писал: “Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли”. Это напряжение не всем дается легко и не может не оказывать влияния на здоровье младшего школьника.

О школьном стрессе, школьном шоке, школьных страхах медики начали говорить еще в середине 50-х годов. И явления эти не исчезают, а от года к году проявляются с большей остротой. Под школьным стрессом понимают такое нарушение психического состояния школьника, такие проявления неврозов, которые выбивают его из нормальной жизни, приводят к резкому ухудшению здоровья, к категорическим отказам от посещения занятий, не позволяют ему успешно справиться с учебной нагрузкой. Стресс возникает, когда комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребенка. День ото дня нарастает усталость, появляется вялость или, наоборот, двигательное беспокойство. Такие дети с трудом отсиживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, не справляются даже с теми заданиями, которые раньше не представляли для них никакого труда.

Влияние учебной нагрузки и режима обучения отражается не только на нервно-психической сфере младших школьников, но и на других показателях состояния здоровья.

Долгие годы о нарушении зрения в процессе обучения в младших классах не говорили. Исследования Белостоцкой Е.М. свидетельствуют об ухудшении остроты зрения именно в школьные годы, особенно до 11-12 лет. В возрасте 6-7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Следует отметить, что ухудшение функционального состояния зрительного анализатора зависит от многих причин. Одна из них — длительная и интенсивная работа детей с мелкими объектами (буквы, цифры).

Кроме того, медики считают, что виною всему книга. После многолетних исследований специалисты определили, что на зрение ребенка влияют:

— величина шрифта, причем размеры разделены с учетом возраста ребенка и тематики текста;

— длина строки — она не должна быть слишком длинной и слишком короткой;

— расстояние между строками;

-качество бумаги, которая должна быть белой, но не глянцевой, с бликами;

— определенная контрастность текста, не нарушающая баланс между фоном и шрифтом.

Издания для детей должны проходить обязательную экспертизу на безопасность: бумагу, краски, клей, из которых они изготовлены, следует проверять на наличие токсичных элементов. К сожалению, о правилах оформления детской литературы и необходимости ее гигиенической сертификации сегодня имеют представление лишь немногие из многочисленных издательств. И поэтому в школы зачастую поступает продукция плохого внешнего оформления.

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью.

В 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Не закончены в этом возрасте рост, формирование костей грудной клетки. Позвоночник ребенка очень чувствителен к деформирующим воздействиям, а неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат его рост и развитие. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. Исследования физиологов показали, что из 1 миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый класс, уже через 9 месяцев у каждого четвертого из них врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, так как система в этом возрасте становится более уязвимой, организм острее реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды и на чрезмерные статические и умственные нагрузки.

Среди целого комплекса причин, приводящих к возникновению нарушений осанки, можно выделить следующие:

— неправильный подбор мебели;

— нарушение позы при письме и чтении;

— недостаточная двигательная активность;

— неправильное проведение занятий по физическому воспитанию.

Одной из важных причин ухудшения здоровья школьников является их перегрузка учебными занятиями. Опасную для здоровья роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи начиная с Х1Х века и вплоть до наших дней (Хрипкова А.Г., Ушаков Г.К., Безруких М.М. и другие). Многовековая педагогическая практика, казалось бы, эмпирически установила допустимые для “среднего” ученика каждого возраста границы предлагаемой ему учебной информации, однако на практике они без достаточного основания сдвигаются то в одну, то в другую сторону. Это приводит то к вредной для нервной системы детей перегрузке, то к менее опасной недогрузке. Основной же задачей учителя является такая организация учебной деятельности младших школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно (Андропова М.В.). Рассмотрим основные закономерности изменения умственной работоспособности. Эти закономерности учитель должен не просто знать — их необходимо учитывать при организации педагогического процесса, на основе этих закономерностей строить урок, учебный день, неделю, год.

В начале работы работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Этот период называется фазой врабатывания. У детей, по сравнению со взрослыми, фаза врабатывания несколько короче, что объясняется более высокой возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы.

Вслед за фазой врабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности (период оптимума) — в это время человек работает наиболее продуктивно и качественно. Продолжительность этой фазы индивидуальна и зависит от возраста человека, его состояния здоровья, уровня тренированности.

Затем работоспособность начинает снижаться, развивается утомление. Однако в ряде случаев незадолго перед окончанием работы (но при условии, что окончание известно) работоспособность незначительно и кратковременно повышается. Такое повышение работоспособности получило название “конечный порыв”. Это общая схема, но если внимательно разобраться в изменениях работоспособности в течение каждого урока, дня недели и учебного года, можно выделить все эти периоды. На сохранение высокого уровня работоспособности оказывают влияние различные факторы, но в качестве основного для младших школьников, как считает Попов С.В., выступает состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывающую физическое и психическое развитие ребенка, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Таким образом, существует тесная взаимосвязь между понятиями “работоспособность” и “здоровье”.

Процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Утомление — это физиологическое состояние, которое характеризуется временным нарушением деятельности клеток коры головного мозга.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Во-первых, оно несет защитную, охранительную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе.

Во-вторых, повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма, стимулятором последующего роста работоспособности. Вот почему требования гигиены к организации учебной деятельности детей направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, охранить организм от чрезмерного отрицательного влияния утомления.

В отличие от утомления, которое трактуется как временное снижение работоспособности в результате предшествующей работы и оценивается как физиологическое состояние, переутомление — это уже длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности системы жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха, а в ряде случаев и специальных лечебных мероприятий. Иначе говоря, переутомление — это уже не физиологическое, а патологическое состояние. И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями деятельности центральной нервной системы.

Утомление в начальной школе возникает в первую очередь, по мнению Попова С.В., в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: навыком письма, навыком чтения и навыком длительного неподвижного сидения.

Внешне утомление проявляется в двигательном беспокойстве. Это защитная реакция организма ребенка. Переутомление у детей может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно спланированной учебной нагрузки.

Для устранения перегрузки школьников, помимо совершенствования учебных программ, методов обучения и методики преподавания, необходимо внедрять в школьную практику научно обоснованные нормы учебной нагрузки.

Гигиеническое нормирование учебной нагрузки основывается на изучении функционального состояния организма, подвергающегося этому воздействию. При этом устанавливается как его оптимум (“истинная норма”), так и допустимые отклонения от него (“условная норма”), при которых отмечается умеренное напряжение функциональных систем.

За пределами условной нормы находится допустимое воздействие, которому соответствует значительное напряжение, и еще более сильное — недопустимое воздействие, вызывающее перенапряжение, нарушение регулирования, следствием чего может стать нарушение здоровья.

Таким образом, Попова Н.М. и Сапожникова Г.М. считают, что под нормой в гигиене детей и подростков следует понимать такую интенсивность любого воздействия, которая не только не оказывает неблагоприятного влияния, но и способствует сохранению и укреплению здоровья, своевременному и гармоничному развитию растущего организма. Применительно к учебным занятиям гигиеническое нормирование заключается в определении такого содержания, объема и организации учебного процесса, которые обеспечивают оптимальное функциональное состояние организма.

Основной критерий оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе. При этом ведущим в современной школе служит принцип развивающего обучения. Важно лишь правильно определить зону ближайшего развития, чтобы не перешагнуть через ее границы.

Задача нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудности, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает правильное, гармоничное, всестороннее развитие. Кроме таких факторов, как организация обучения, его содержание, объем и материально-технические условия, следует уделять внимание также личностным свойствам детей. Многие исследователи (Громбах С.М., Горев А.С., Параничева Т.М. и др.) указывают на необходимость учета субъективного состояния детей и, в частности, таких показателей, как особенности поведения, тревожность и проявления невротизма, указывающие на несоответствие между личностью младшего школьника и школьными требованиями.

Результаты исследований, проводимых НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, показывают, что учебная нагрузка велика уже у учащихся младших классов и на протяжении обучения она все возрастает. Гигиенисты подсчитали, что в настоящее время ежедневная суммарная умственная нагрузка превышает в среднем на 2 часа допустимую норму.

Хрипкова А.Г. считает, что нельзя согласиться с объединением начальной школы с дошкольными учреждениями. Это ведет к раннему интенсивному обучению детей в дошкольном возрасте, негативно сказывается на их здоровье. Кроме того, дети вынуждены адаптироваться сначала к дошкольному учреждению, затем к школьным условиям в детском саду. Такая многократная адаптация детей способствует ухудшению их здоровья.

В последние годы создаются новые типы учебных заведений: гимназии, школы углубленного изучения ряда предметов, в которых пересматриваются учебные программы, вводятся дополнительные учебные нагрузки. Во многих учебных заведениях нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах) абсолютно не регламентируется учебная нагрузка. На детей младшего школьного возраста приходится занятий в неделю на 4-5 часов больше допустимого. Такая гигиенически не обоснованная программа не может не вредить детскому организму. Неудержимо растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения. В итоге увеличивается число одночасовых (в неделю) предметов. Однако известно, что это малоэффективное занятие. Один час в неделю на учебный предмет не способен привести в действие ни один из механизмов памяти. И в таком случае снова страдает ученик: увеличивается время на приготовление домашних заданий, снижается время двигательной активности, сна и как результат — ухудшение здоровья.

Перегруженность учебных программ — актуальная проблема современной школы. Многие учителя переносят часть учебного материала из основной школы в начальную, учебники же к этому не адаптированы. Учебники выпускаются не в комплекте. Это приводит к тому, что школы вынуждены приобретать учебники, написанные с разных позиций, в них нет преемственных связей между годами изучения одного и того же предмета, не говоря об отсутствии зачастую преемственных связей учебников начальной и основной школы.

Таким образом, сочетание таких недостатков организации учебного процесса как превышение недельного плана учебной нагрузки и нерациональное построение школьного расписания уроков становится главной причиной переутомления учащихся и ухудшения их здоровья.

Анализ проведенного нами среди младших школьников анкетного опроса показал, что наибольшие нарушения режима дня связаны с чрезмерной учебной нагрузкой.

У младших школьников, среди которых около 95 % детей недосыпают 1- 2 часа, а нормальную продолжительность прогулки имеют лишь 35 — 38 %, выявлено превышение рекомендованных затрат времени на приготовление домашних уроков. Средняя продолжительность приготовления домашних заданий составила в 1-х классах — 1,5 часа (против 1 часа), во 2-х классах — 2 часа (против 1,5 час.), в 3-х классах — 2,5 часа (против 2 часов).

Таким образом, исследования гигиенистов и физиологов последних лет показали, что перегрузка существующих программ и учебных планов приводит к постоянной чрезмерной занятости учащихся начальной школы. Режим, сокращающий двигательную активность, способствует ускорению хронического утомления, что может привести в серьезным отклонениям в здоровье ребенка. В связи с этим остро встает проблема устранения чрезмерной усложненности учебного материала.

ГЛАВА 4.

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Углубленный анализ изменений в состоянии здоровья школьников за время обучения свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций, требующих принятия незамедлительных мер.

2. Состояние здоровья от начальных классов к старшим ухудшается, уменьшается число здоровых детей, увеличивается количество хронических заболеваний, ухудшается самочувствие, нарушается нормальный процесс биологического развития по показателям психофизиологических функций.

3. К концу обучения в школе имеет место нарастание “школьных болезней” — нарушений опорно-двигательного аппарата, близорукость, нервно-психические заболевания.

4. Чрезмерная учебная нагрузка, неправильно составленное расписание уроков, погрешности в организации новых форм обучения способствуют развитию у младших школьников утомления и переутомления в процессе учебной деятельности, что отрицательно влияет на состояние их здоровья.

5. Перегрузки заложены уже в самих учебных планах, программах и методах обучения, применяемых сейчас в школе, в том числе и в начальной.

6. В силу высокой учебной нагрузки у большинства школьников (в том числе и у младших) отмечается дефицит движений, недостаток двигательной активности, что приводит к серьезным изменениям в организме ребенка.

Итак, здоровье и физическое состояние младших школьников вызывает серьезную тревогу. Наряду с экологическими, гигиеническими, социально-экономическими факторами, влияющими на ухудшение здоровья детей, 45% отводится факторам внутришкольной среды, то есть школа сегодня по мнению академика Баранова А. превращается в фактор, разрушающий здоровье ребенка.

Исходя из этого, остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей, по снижению вредного влияния внутришкольных факторов. Выход из создавшегося положения мы видим в правильной организации воспитательно- оздоровительной работы в начальной школе, которая должна помочь ребенку сохранить и укрепить свое здоровье в процессе обучения в школе.

Список литературы:

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993. — 109 с.

2. Андреев К.А., Осоргина М.В. Дыхательная гимнастика при туберкулезе легких. //Вопросы туберкулеза. 1930. — № 11-12. — С.67-68.

3. Анисимова В.В. Предупреждение нарушения осанки у детей. М.: АПН РСФСР, 1969. 20 с.

4. П.Антропова М.В., Сальникова Г.П. Влияние занятий физическими упражнениями на рост, развитие и состояние здоровья учащихся. // Гигиена физического воспитания учащихся. М., 1960.

5.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-ozdorovitelno-vospitatelnoi-raboty-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozr#ixzz40WDqNbmo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *