Рабочая программа окружающий мир 3 класс


  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.

Обучение окружающему миру в 3 классе направлено на достижение целей:

•   формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

•   духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа разработана на основе следующих

нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10),

-приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);

-приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

-приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

— примерная программа начального общего образования по окружающему миру;

— Программа по окружающему миру для 1 — 4 классов. Автор программы Плешаков А.А. Издательство «Просвещение», 2011 г.

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год;

-Устав ОКУ УПДС;

-основная образовательная программа начального общего образования ОКУ УПДС;

-учебный план ОКУ УПДС на 2015 -2016 учебный год;

— годовой календарный учебный график ОКУ УПДС на 2015-2016 учебный год;

-Положение № 30 о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 10.01.2013 г.

Сведения об используемом УМК

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России» автора Плешакова А.А.

  • Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);

—          Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013 г.

  • CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. 3 класс.
  1. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

— устанавливает более тесные связи между познанием природы и со­циальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа—общество»;

— осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

— подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способ­ностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

— подготавливается к изучению базовых предметов в основной шко­ле.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элемен­тарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведче­ских, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, пси­хическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль науч­но го текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функ­ция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ре­бенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ре­бенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

  1. 3.Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Авторская программа по окружающему миру Плешакова А.А. рассчитана на 68 ч (2 ч в неделю). Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОКУ УПДС , годовым календарным учебным графиком рассчитана на 2 ч в неделю (35 недель по 2 ч, итого 70 ч). Дополнительные часы ориентированы на обобщение знаний по изученным темам и проведение проверочных работ.

Внесены изменения по расширению суммарного количества часов, отводимых на изучение следующих тем:

Как устроен мир6 + 1 ч.

Эта удивительная природа 18 + 1 ч.                  

Проверочные работы – 6

Проектные работы – 6.

  1. Ценностные ориентиры содержания предмета «Окружающий мир»

Изучение «Окружающего мира» направлено на формирование целостной картины мира и осознание в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Содержание предмета помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

В ходе изучения окружающего мира школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому изучение «Окружающего мира» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Окружающий мир»

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;                            

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

— определять место человека в мире;

— распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

— называть основные свойства воздуха и воды;

— объяснять круговорот воды в природе;

— определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

— устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой приро­ды (между растениями и животными, между различными животными);

— устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

— характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

— правилам гигиены; основам здорового образа жизни; — правилам безопасного поведения в быту и на улице,

— распознавать основные дорожные знаки;

— правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности; — называть потребности людей, товары и услуги;

— определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

— распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

— различать наи­более распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедоб­ные грибы;

— проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практиче­ские работы, фиксировать их результаты;

— объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

—   выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

—   выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

—   владеть элементарными приемами чтения карты;

—   приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Ев­ропы и их столиц.

6. Содержание рабочей программы по окружающему миру для 3 класса

(68 + 2 ч.)

Как устроен мир (6+1 ч.)

Анализ ценности природы для людей. Выявление особенностей современного общества. Знакомство с понятием «экология». Изучение основных факторов воздействия деятельности человека на природу

Эта удивительная природа (18+1 ч.)

Знакомство с понятиями тела, вещества, частицы, разнообразием веществ. Изучение превращений и круговорота воды в природе. Знакомство с разнообразием, размножением и развитием растений. Знакомство с разнообразием, размножением и развитием животных. Знакомство с особенностями царства грибов.

Мы и наше здоровье (10 ч.)

Знакомство со строением организма человека. Изучение строения, свойств и функций пищеварительной, опорной, дыхательной систем.

Наша безопасность (7 ч.)

Изучение правил безопасности при пользовании газом. Изучение дорожных знаков. Анализ экологической безопасности.

Чему учит экономика (12 ч.)

Рассмотрение функций экономики. Изучение основных особенностей растениеводства, животноводства, отраслей промышленность. Знакомство с понятиями государственный бюджет, семейный бюджет.

Путешествие по городам и странам (15 ч.)

Путешествие по Золотому кольцу России. Путешествие по странам Европы, знаменитым местам мира.

Проверочные работы – 6

Проектные работы – 6.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание предметаХарактеристика деятельности обучающихся
Как устроен мир
Анализ ценности природы для людей. Выявление особенностей современного общества. Знакомство с понятием «экология». Изучение основных факторов воздействия деятельности человека на природу 
Познавательные УУД: знакомиться с учебником и учебны­ми пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстраци­ей учебника, что природа удиви­тельно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей.Пред­лагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Коммуникативные УУД: работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию. Наблю­дать и описывать проявления внут­реннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать ма­териал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостаю­щие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать ре­зультаты работы.Личностные УУД: определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, го­сударство как части общества; со­поставлять формы правления в го­сударствах мира.Устанавливать причинно-следственные связи между поведе­нием людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрица­тельное влияние человека на при­роду; сравнивать заповедники и на­циональные парки. Регулятивные УУД: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Эта удивительная природа
Знакомство с понятиями тела, вещества, частицы, разнообразием веществ. Изучение превращений и круговорота воды в природе. Знакомство с разнообразием, размножением и развитием растений, животных. Знакомство с особенностями царства грибов.
Познавательные УУД: Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их вы­полнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных ве­ществ; наблюдать опыт с растворе­нием вещества.Наблюдать и характеризовать свой­ства поваренной соли, сахара, крах­мала, кислоты.Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, ис­пользовать лабораторное оборудо­вание, фиксировать результаты ис­следования в рабочей тетради. Расска­зывать об использовании в быту во­ды как растворителя.Высказывать предположения о со­стояниях воды в природе. Наблю­дать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсу­ждать способы экономного использо­вания воды. Рассказывать о загрязне­нии воды с помощью модели.Высказывать предположения о при­чинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс рас­ширения твёрдых тел в ходе учебно­го эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при ох­лаждении. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Иссле­довать состав почвы в ходе учебного эксперимента.Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифици­ровать растения из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; исполь­зовать предложенную информацию при характеристике групп растений. Характеризовать условия, необхо­димые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются се­мена деревьев. Выявлять роль жи­вотных в размножении и развитии растений.Актуализировать сведения об исче­зающих и редких растениях. Харак­теризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир расте­ний. Оформлять памятку «Берегите растения».Классифици­ровать животных. Характеризовать животных разных групп по способу размножения, мо­делировать стадии размножения животных разных групп. Рассказы­вать, как заботятся домашние жи­вотные о своём потомстве.Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характери­зовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Моделировать процессы дыхания и питания расте­ний, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.Формулировать с помощью экологических знаков правила пове­дения в природе. Создать книжку — малышку «Береги животных».Характеризовать строение шляпоч­ных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.Моделировать круговорот веществ в природе.Регулятивные УУД: анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава возду­ха.Анализировать схе­мы учебника и применять их для объяснения свойств воды.Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопро­сам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва пло­дородна, обосновывать их. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений.Личностные УУД: Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», высказывать свое мнение.Коммуникативные УУД: работать в паре: рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Мы и наше здоровье
Знакомство со строением организма человека. Изучение строения, свойств и функций пищеварительной, опорной, дыхательной систем.
Познавательные УУД: актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов че­ловека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Ана­лизировать схемы расположения орга­нов человека, уметь показывать рас­положение внутренних органов на сво­ём теле и теле собеседника. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Фор­мулировать правила гигиены органов чувств. Подготовить рассказ об уходе за кожей. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности орга­низма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моде­лировать строение пищеваритель­ной системы. Характеризовать из­менения, которые происходят с пи­щей в процессе переваривания. Об­суждать правила рационального пи­тания. Составлять меню здорового питания.Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризо­вать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строе­ние кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту приразной нагрузке. Выступать с подготовленными со­общениями, иллюстрировать их на­глядными материалами. Характеризовать и формулировать факторы закаливания.Регулятивные УУД: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по пред­ложенному плану. Выполнять задания; проверять свои знания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению ин­фекционных заболеваний.Обсуждать и формулировать прави­ла здорового образа жизни и ста­раться их соблюдать.Коммуникативные: работать в паре: осваивать приёмы оказа­ния первой помощи при поврежде­ниях кожи, обсуждать правила рационального питания, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Понимать ценность любой жизни.
Наша безопасность
Изучение правил безопасности при пользовании газом. Изучение дорожных знаков. Анализ экологической безопасности.
Познавательные УУД: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выпол­нить. Актуализировать знания об опас­ностях в быту. Характеризовать дейст­вия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ро­левой игры. Анализировать схему эва­куации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.Актуализировать правила безопас­ного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила пове­дения на улице и в транспорте; гото­вить сообщения. Обсуждать пред­ложенные ситуации, которые явля­ются потенциально опасными. Мо­делировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обо­значением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.Находить в Интернете и других ис­точниках информации сведения о Вооружённых Силах России, дея­тельности полиции, службы пожар­ной безопасности, МЧС. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Состав­лять схему своего двора и окрестно­стей с указанием опасных мест.Характеризовать опасности природ­ного характера. Находить информа­цию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними живот­ными. Различать гадюку и ужа. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Зна­комиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.Регулятивные УУД: Анализировать по схеме цепь за­грязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбо­мов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.Личностные УУД: Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Коммуникативные УУД: интервьюи­ровать ветеранов Великой Отечест­венной войны, военнослужащих, со­трудников полиции, пожарной охра­ны, МЧС.
Чему учит экономика
Рассмотрение функций экономики. Изучение основных особенностей растениеводства, животноводства, отраслей промышленность. Знакомство с понятиями государственный бюджет, семейный бюджет.
Познавательные УУД: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их вы­полнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в соз­дании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие то­вары и услуги были нужны семье в течение дня.Раскрывать роль природных бо­гатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослежи­вать взаимосвязь труда людей раз­ных профессий. Выяснять роль про­фессий родителей в экономике.Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при произ­водстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добы­чи различных полезных ископаемых. Актуализировать знания о дикорасту­щих и культурных растениях. Исследо­вать выданное учителем сельскохо­зяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди за­нимаются растениеводством. Характе­ризовать роль выращивания культур­ных растений в экономике и труд рас­тениеводов. Выявлять связь растение­водства и промышленности. Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифици­ровать домашних сельскохозяйст­венных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйст­венных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимо­связь растениеводства, животновод­ства и промышленности. Исследо­вать, какие продукты животноводст­ва использует семья в течение дня. Характеризовать отрасли промыш­ленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышлен­ности. Характеризовать труд работ­ников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, ка­кие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Характеризовать виды обмена това­рами (бартер и купля-продажа); мо­делировать ситуации бартера и куп­ли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и срав­нивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Оп­ределять, люди каких профессий получают зарплату из государствен­ного бюджета. Выявлять взаимо­связь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государствен­ного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие до­ходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие рас­ходы семьи являются первостепен­ными, а какие — менее важными. Моделировать семейный бюджет. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Ха­рактеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.Коммуникативные УУД: Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства, работников животноводства. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края».Регулятивные УУД: Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформ­лять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.Личностные УУД: соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимать ценность любой жизни, любить свой родной край, понимать роль человека в обществе, гуманное отношение к людям.
Путешествие по городам и странам
Путешествие по Золотому кольцу России. Путешествие по странам Европы, знаменитым местам мира. 
Познавательные УУД: прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии досто­примечательностей, сувениры и т.д. Собирать экспонаты для музея, со­ставлять этикетки. Оформлять экс­позицию музея. Показывать на карте России её гра­ницы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, грани­чащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отно­шения. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели ме­ждународного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Ин­тернете материал о достопримеча­тельностях разных стран, готовитьсообщения.Регулятивные УУД: составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Ин­тернета готовить сообщение о лю­бом городе Золотого кольца.Готовить сообще­ния, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столи­цы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить со­общения с показом местоположения страны и её столицы на политиче­ской карте Европы. Составлять во­просы к викторине по странам Бени­люкса. Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположе­ния страны и её столицы на полити­ческой карте Европы. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения дру­гих учащихся.Личностные УУД: объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств.Коммуникативные УУД: работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга, какие товары по­ступают из Германии, Австрии, Швейцарии.Выполнять задания; проверять свои знания.
  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 класы. – М.: Просвещение, 2011 г.
  • Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);
  • Окружающий мир. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
  • От земли до неба. Атлас-определитель. Для начальной школы.
    Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013 г.
  • Окружающий мир. Тесты. 3 класс. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013 г.

Литература для обучающихся:

Окружающий мир. Плешаков А.А. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. (рекомендован Министерством образования и науки РФ);

Технические средства обучения и оборудование

  • Компьютерная техника,
  • видеопроектор,
  • интерактивная доска,
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,
  • стол учительский с тумбой;
  •  ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Мультимедийные приложения:

ЭОР Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение УМК «Школа России»

ЭОР «Уроки Окружающего мира КиМ» (3 класс. Начальная школа).

ЭОР Окружающий мир. Вентана-Граф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *